горячие темы Смотреть Скрыть
Политика
ЮФО
15 апреля 2019, 16:00 0
Редакция «ФедералПресс» / Андрей Гусий

«Иногда полезно переводить заявления чиновников на русский язык»

Дороги
Переводим документы чиновников на простой и понятный язык

На портале Государственной думы есть проект постановления, который был написан по итогам выступления министра транспорта Дитриха. Он рассказывал о реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». На что стоит обратить внимание в документе, почему не будут решены проблемы с раскрываемостью коррупционных преступлений, а также о необходимости забыть о качественных дорогах в ряде регионов, рассуждает редактор «ФедералПресс» по регионам ЮФО и СКФО Андрей Гусий:

«Чем больше читаю тексты выступлений или документы чиновников, тем больше я понимаю, как информацию из жесткого негативного, а местами и преступного формата можно преподнести нейтрально, даже позитивно. Вопрос перевода с языка чиновников на простой русский язык.

Говоря о примерах, можно перевести предложения и замечания народных избранников к докладу министра транспорта Дитриха. Речь шла о реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сам проект более чем важен России, при этом часть регионов его успешно реализует, а кое-где с ним возникают очевидные трудности. После прочтения претензий к выступлению можно достаточно легко понять, что именно происходит.

Просто нужно перевести с языка чиновников на тот, который будет прост и понятен каждому жителю, даже если он не сталкивался с проблемой дорог, не слышал о ней, да и знаний по работе в этой сфере просто нет.

При этом принципиально надо смотреть в сравнении выражений, которые использовались депутатами. Мне кажется, словарный оборот, который используется народными избранниками, словно создан для того, чтобы скрыть за словоблудием основную идею.

Переведу документ.

«Обратить внимание Министерства транспорта Российской Федерации на сохранение достаточно высоких показателей доли протяженности улично-дорожной сети городских агломераций, работающей в режиме перегрузки в часы максимальной загрузки автомобильных дорог. Предложить в дальнейшем при реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» направить дополнительные усилия на решение этой проблемы для получения более ощутимых результатов», – написано в документе.

Читаем между строк. Пробки растут, ничего не помогает, надо что-то делать, но вот что – не знаем, поэтому просто расскажем про «дополнительные усилия». При этом интересен факт: указана высокая доля, но процентов или какой-то конкретики не приводится, как нет и данных по уровню и срокам снижения это пресловутой нагрузки. Но несколько строк документа дают понять – ведется серьезная работа. Наверное.

«Одобрить в целом поставленные в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (далее – национальный проект) задачи и целевые показатели, обратив внимание на следующее», – начинаются претензии к выступлению.

По сути написано, что выступление так себе, как и сроки реализации, но прямо говорить это нельзя – национальный проект, средства выделены. Мне показалось, что мысль заложена такая: расскажем, что именно по сути провалено, но будем наблюдать за развитием дальше. За попыткой отчитаться.

«В результате реализации национального проекта доля автомобильных дорог регионального значения, отвечающих нормативным требованиям, увеличится к 2024 году на 7,8 процента по сравнению с 2017 годом и составит 50,9 процента, однако этот заявленный показатель нельзя считать соответствующим требованиям социально-экономического развития России. Запланированное снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, на 1,1 процента, до 9,1 процента, также представляется недостаточным», – написали депутаты.

Что же на самом деле сказано? Согласен, тут можно перечитывать бесконечно, очень красиво написано. Переводим: планы даже на бумаге не устраивают, а результат еще будет занижен на практике, традиционно. Таких издержек не избежать, в том числе и по объективным причинам. И только в 2024 году, если программа будет реализована, всего половина дорог России будет соответствовать нормам, которые также за это время сменятся несколько раз. Иными словами, даже соответствие находится под вопросом. Это, конечно же, недопустимо, но что делать, не указано.

«Меры контроля за целевым расходованием средств, направляемых в дорожные фонды субъектов Российской Федерации, подлежат более тщательной проработке», – отметили в Госдуме.

Иными словами, деньги просто утекают как песок сквозь пальцы. При этом определить, где именно испаряются средства налогоплательщиков, невозможно – толком нет системы контроля. Да, есть нецелевое использование, но вот где и на каком этапе, сказать сложно.

«В отношении вопроса об обеспечении безопасности дорожного движения в национальном проекте отсутствуют мероприятия по модернизации нерегулируемых пешеходных переходов на автомобильных дорогах с двумя и более полосами движения в одном направлении, в том числе автострадах, обустройству их внеуличными пешеходными переходами или искусственными дорожными неровностями, устройствами дополнительного освещения и другими элементами повышения безопасности дорожного движения», – сказано в документе.

Переводим. При разработке проекта фактически забыли про пешеходов. Их так и будут давить, места будущих трагедий тоже понятны и известны, даже перечислены. Я просто напомню, что премьер-министр Дмитрий Медведев, говоря об этой программе, отметил: цель – снижение смертности до нуля.

«В отношении вопроса о повышении цен на технику и строительные материалы в национальном проекте недостаточно проработан вопрос о пересмотре подходов к ценообразованию в сфере производства и транспортировки строительных материалов, контролю за их качеством, что представляется недопустимым в условиях осуществления массовых закупок для строительства и ремонта автомобильных дорог», – депутаты.

Переводим и получаем общеизвестный факт. Система закупок не прозрачная. Качество материалов такое, что асфальт сходит с первым снегом, – это уже давно является предметом анекдотов по всей России. Местные производители страдают, так как их выбивают с работ, а все материалы везутся непонятно откуда, да еще и по завышенным ценам. Логистика хромает. И все это массово происходит через площадку государственных закупок.

«При внедрении системы весового и габаритного контроля как средства, обеспечивающего сохранность автомобильных дорог, в национальном проекте не решен вопрос создания системы незамедлительного предупреждения водителя о превышении габаритов и массы транспортного средства», – о грузоперевозках в документе.

В общем, весовой контроль стоит, водители получают штрафы, но не знают о перегрузе, поэтому едут дальше, разбивая дороги. Иными словами, утрированно, на каждый рубль от перевозчика тратим пять на ремонт дорог после него. И может быть, водитель бы развернулся, чтобы избежать штрафа, но он об этом узнает, только получив «письмо счастья».

«В рамках гармонизации градостроительства и транспортного обслуживания населения в рамках национального проекта требует дополнительного обсуждения вопрос заблаговременного обеспечения достаточности объектов транспортной инфраструктуры при строительстве новых жилых комплексов. Не проработан вопрос обустройства автомобильных дорог для обеспечения перевозок пассажирским транспортом общего пользования, связанный с выделением отдельных полос для его движения, обеспечением достаточной ширины дороги с учетом парковок личного транспорта», – отмечено в документе.

Об этой проблеме знают, пожалуй, все россияне. Но в целевой программе о ней забыли, вернее, недоработали. Переведем. Города застраиваются, но при этом дороги не появляются, не учитывается рост транспорта, парковок нет, автобусы проехать не могут. Добавлю от себя: в некоторых городах уже задумались о канатном метро. Продолжим переводить депутатов: будем обсуждать, но из-за множества несвязанных между собой законов и профильных ведомств, комитетов ничего мы не решим. Вынесем просто предложение поговорить об этом. Уже пробовали внедрить нормы застройщикам, но они их все равно обходят, поэтому у нас то пожарная, то скорая проехать не могут во дворе.

«Недостаточно проработана система приемки результатов дорожно-строительных работ и качества их выполнения, что приводит к повреждению дорожного покрытия до завершения гарантийных сроков на выполненные работы», – напомнили народные избранники.

Тут вынужден немного поспорить с депутатами. Не система приемки приводит к разрушению дорог практически сразу после сдачи, а низкое качество работ. А вот это уже прикрывается экспертизами частных контор, которые в части своей просто аффилированы с самими же подрядчиками, что тоже не новость.

«Нарушаются сроки принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов в сфере транспорта», – отметили депутаты.

Иными словами, далеко не все регионы перестраивают местное законодательство под федеральное. На практике это создает проблемы и при строительстве жилых комплексов, изменении порядка исполнения гарантийных обязательств и прочем. Но повлиять на это практически невозможно, так как на местах существует заинтересованность в непрозрачной и местами коррумпированной системе.

«Не определен механизм исполнения содержащегося в национальном проекте требования об оборудовании грузового автомобильного транспорта с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонны датчиками измерения осевой нагрузки», – напомнили депутаты о перевозчиках.

За этими словами скрывается на самом деле простой смысл. Частники не хотят инвестировать собственные средства, нет нормы права. Да и транспорт разный по годам, странам производства и так далее. Государство не готово взять на себя обязательства, а даже если и возьмет, то часть перевозчиков работает вне закона. Контролировать все грузовики на всех дорогах просто невозможно. Поэтому так и будет ездить транспорт, нарушая ограничения, – ничего с этим не поделать.

«Уделяется недостаточное внимание внедрению технологий, способствующих уменьшению негативного влияния от использования автомобильного транспорта на экологическую ситуацию в Российской Федерации, в том числе при внедрении газомоторной техники и развитии газозаправочной инфраструктуры», – напомнили депутаты про экологию.

Переводим. Мы много говорим об экологии, но заинтересовать предпринимателей не можем. Максимум – поставить на газ или купить уже оборудованные таким образом автобусы и грузовики для МУП за бюджетный счет. При этом заправок также не хватает. От себя отмечу: такая проблема очень остро строит в нескольких регионах. Представьте, две АЗС на миллионный город – автобусы там могут стоять по три-четыре часа.

«Отметить необходимость комплексного решения вопроса о создании сети безопасных и качественных автомобильных дорог местного значения, поскольку в настоящее время значительная часть указанных автомобильных дорог находится в неудовлетворительном состоянии, а в большинстве местных бюджетов отсутствуют средства в объеме, достаточном для обеспечения потребностей муниципальных образований в проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании указанных автомобильных дорог», – подытожили депутаты.

А вот тут необходимо перевести практически каждое слово. До сих пор фактически нет программы комплексного развития дорог городов. По большей их части ездить нельзя, а денег в бюджетах нет, а часть выделенных просто испаряется – нет системы контроля.

Далее следует пару листов «предложить», «обратить внимание» и «проработать» по этим пунктам и еще ряду новых. Хотя, как мне кажется, должен следовать всего один вопрос: вы там чем вообще занимаетесь и куда уходят деньги?

И после потока достаточно жесткой критики что-то должно измениться, но и без соцопросов и экспертиз мы понимаем: все останется как есть. Несмотря на то что депутаты достаточно жестко прошлись по докладу, а местами их заявления должны стать основанием для прокурорской проверки. Ведь написано и про закупки, про контроль, про коррупцию – просто завуалированно, между строк.

Именно поэтому у нас разное качество дорог в регионах. Просто где-то получается за счет управления это контролировать, а где-то нет. Поэтому и рейтинги у губернаторов разные: кто-то работает, а кто-то участвует в работе.

Но именно такой подход к организации и создает лазейки и возможности для не чистых на руку или некомпетентных чиновников. Поэтому в России так и останется две главных проблемы, при этом одна ездит по другой».

Фото: ФедералПресс / Дмитрий Барков

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
СКФО ЮФО
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Google Plus 1